КУДА ЛЕТИТ ФАНЕРА?
О наболевшем...
Становятся традиционными наши пятничные публикации в рубрике «О наболевшем». Делимся своими мыслями и размышлениями на тему, почему же все дорожает вокруг, и как с этим бороться. Да и возможно ли это вообще?
КУДА ЛЕТИТ ФАНЕРА?
Как вы все уже знаете и видите, с весны 2020 года до настоящего времени фанера подорожала более чем в два раза.
Мы попытались разобраться в причинах такого резкого роста цен на фанеру и понять, как долго еще этот рост будет продолжаться и на какой отметке остановится.
Как и в истории с металлом, основным «локомотивом» роста стала пандемия и вызванный ею отложенный спрос на фанеру и ДСП. В 2020 году большинству россиян пришлось отказаться от поездок за границу. Граждане, осознав в период самоизоляции ценность отдельных жилых домов и дач, кинулись тратить накопленные на путешествия деньги на ремонт имеющихся дач и домов и покупку новых. Потребность в стройматериалах в целом и в фанере в частности резко выросла и сложившийся дефицит повлек за собой резкий рост цен на фанеру в третьем-четвертом квартале 2020 года.
Это самая первая и кажущаяся очевидной причина на самом деле такой лишь кажется. На самом деле причин для подорожания оказалось даже больше, чем в ситуации с металлом.
В 2017-2018 годах производители фанеры вынужденно сокращали объемы производства из-за дефицита леса-кругляка – заготовок для шпона, поскольку лесозаготовительные осуществляли поставки на экспорт в ущерб интересам российских производителей. Тогда правительство РФ ввело временные ограничения и полностью запретило экспорт фанерного кряжа с 1 января по 30 июня 2019 года.
Такие ограничения привели к новой проблеме: опасаясь продления запрета на 2020 и 2021 год¸ многие участники рынка, в том числе и иностранные компании, переориентировались с заготовки и экспорта фанерного кряжа на производство и экспорт неквотируемого полуфабриката - березового шпона, в результате чего российские производители фанеры столкнулись с дефицитом сырья.
Как бы ни выгодно было производство шпона, но и его производить становится все сложнее и сложнее. Фанерные производства сконцентрированы в центрально-европейской части, Поволжье и частично на северо-западе России. Большинство предприятий были созданы в СССР в условиях плановой экономики с привязкой к лесосырьевой базе, которая полностью обеспечивала их потребности. Однако, постепенное наращивание мощностей в пределах одних и тех же комплексов привело к перманентной нехватке сырья, а лесосырьевой потенциал европейской части страны для производства фанеры практически исчерпан. Дальнейшее увеличение объемов поставки сырья становится возможным только за счет Сибирского и Дальневосточного Федеральных округов, но в таком случае затраты на транспортировку сырья до нынешних фанерных производств будут нивелировать возможное его удешевление.
Помимо этого, после окончание пандемии в Китае резко возрос спрос на хвойные пиломатериалы. В результате, цены на него растут и российским предприятиям выгоднее заготавливать именно хвойную, а не лиственную древесину - разница в цене на каждый кубометр доходит до 40-50 процентов. Также повлиял и рост цен в США, где с апреля по сентябрь 2020 года фанера выросла в цене на 62 процента, OSB - примерно втрое, а пиломатериалы в целом подорожали за 2020 год на 112 процентов.
Российские поставщики воспользовались ростом спроса и цен для улучшения своих дел и отправили на экспорт рекордный объем фанерной продукции в конце 2020 года и начале 2021.
По итогам 2020 года в мире всего произведено 161,7 млн м3 фанеры в год. Доля Китая в этом объеме составляет 76% или почти 123 млн м3. (92% сделанной в Китае фанеры там же и потребляется), но из-за использования быстрорастущих пород древесины она обладает худшими физико-механическими свойствами по сравнению с лиственными породами.
Россия производит 3,87 млн м3 (2,4 %) и занимает третье место в мире после США с объёмом 9,4 млн м3. «На пятки нам наступают» Индонезия (3,80 млн м3) и Малайзия (3,65 млн м3).
Несмотря на столь внушительные объемы производства фанеры в мире, ее дефицит сохраняется. В таких условиях, если правительством РФ не будет предпринято кардинальных мер по ограничению экспорта фанеры, российским производителям будет выгодно отправлять всю свою продукцию на экспорт и поэтому никто в данный момент не берется прогнозировать, когда удастся насытить внутренний рынок фанеры настолько, чтобы цены вернулись к докризисному уровню.
P. S. Новости, воспоминания. Премьер-министр России Михаил Мишустин, выступая 12 мая в Госдуме, заявил, что рост цен на продовольствие отчасти связан с жадностью некоторых производителей и торговых сетей и их желанием нажиться на ажиотажном спросе. Но у правительства, по его словам, достаточно инструментов, чтобы обуздать аппетиты предпринимателей.
Как оказалось, слова Мишустина услышали не только производители продовольствия, к которым это прежде всего относилось, но и все сферы российского бизнеса, где в погоне за прибылью выводятся средства из России за рубеж.
«Ну, жадный бизнес понял», — прокомментировал слова премьер-министра Олег Дерипаска, и отметил, что бизнес теперь ожидает, как именно будет производиться регулирование вывода дивидендов за границу – как-то цивилизованно или «у доктора» (упоминание о докторе - отсылка к фразе Владимира Путина 2008 года, когда тот, будучи премьер-министром, на совещании по металлургии упомянул о продаже «Мечелом» за границу сырья по ценам вдвое ниже внутренних и отметил, что собственник предприятия "вдруг заболел", и посоветовал ему "как можно быстрее поправиться" — "иначе к нему доктора придется послать и зачистить все эти проблемы".
Когда этот выпуск нашей рубрики «О наболевшем» уже был сверстан и готов к публикации, мы обнаружили один интересный факт: за последние три дня на сайте одного из крупнейших переработчиков древесины в России отпускные цены на снижались три раза (а раньше он и цену на сайте не показывал). Мы не знаем, посылало ли уже Правительство «доктора» или нет, но что-то однозначно начинает меняться.
Может быть мы все-таки пережили пик цен и теперь она вернется к благоразумному уровню? Что Вы думаете?
- Комментарии